Определенные эмоции, которые мы испытываем при просмотре кинофильма, мультфильма или видеоролика, неслучайны: на самом деле, над этим уже поработала целая команда создателей видеопродукта. Если диалоги и действующих лиц зритель оценивает исходя из своего осознанного отношения, то за подсознательные ощущения и эмоции отвечает игра с визуальной структурой, которой не придают значения во время просмотра видео.
Мы любим свою работу. Наша команда изо дня в день работает над захватывающим процессом реализации рекламных и корпоративных видео. Чтобы вам понравился видеоролик, мы изучаем все тонкости и приемы визуальной структуры.
В основе визуальной структуры лежат изобразительные средства, которые умело «играют» в руках профессионалов. Именно благодаря этим средствам видео достигает нужного эффекта. Известный американский кинопродюсер Брюс А. Блок, чья карьера в кинематографе насчитывает более 30 лет, выделил 7 основных визуальных компонентов, с которыми он сталкивается каждый день в работе над созданием видеопродукта. Об этом он пишет в своей книге «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа»:
Визуальные компоненты:
— Пространство (глубина, плоскость, ограниченность и размытость, пропорции, членение поверхности (кадрирование), открытое и замкнутое пространства)
— Линия
— Форма (двумерные (плоское пространство) и трехмерные (глубинное пространство)
— Тон (диапазон яркости обычно представляют в виде шкалы оттенков серого)
— Цвет
— Движение (фактическое движение, видимое, относительное и индуцированное, когда движущийся объект создает иллюзию своей неподвижности, заставляя статичный объект визуально передвигаться в кадре)
— Ритм
Если большинство компонентов кажутся понятными с точки зрения визуализации, то ритм, в свою очередь, требует уточнения. Ритм — это размещение объекта в кадре. Создать визуальный ритм можно следующими способами:
- вхождение и выход из кадра;
- движение впереди или позади другого объекта;
- движение и остановка;
- изменение направления движения.
На каждом этапе производства (preproduction, production, postproduction) визуальные компоненты играют определяющую роль восприятия кадра. Важно учитывать все: настроение, которое подарит зрителю видеоролик, эмоции и общее впечатление от видеопродукта.
Каждый визуальный компонент работает по принципу контраста и сближенности. Чем больше контраст, тем больше динамика. Сближенность, в свою очередь, характеризуется визуальной монотонностью, снижением динамики, например, смена кадров серых цветов. Контраст и сближенность напрямую связаны с воздействием визуальных компонентов на зрительское восприятие, в работе над каждым продуктом мы учитываем эту взаимосвязь.
Как правило, некоторые цвета подсознательно пробуждают у зрителя ту или иную эмоцию. Красный ассоциируется с опасностью, зеленая и синяя палитра со спокойствием. При этом, используя законы визуальных компонентов (тон и цвет), режиссер, монтажер, дизайнер при работе с видеороликом или фильмом могут добиться противоположного эффекта: закрепить в подсознании зрителя привычный цвет с новой эмоцией. Разделение экрана на две и более части (полиэкран) как один из визуальных компонентов также применяется неслучайно:
- Режиссер этим эффектом может подтолкнуть зрителя на сравнение объектов или действий в каждом из созданных экранов;
- Зритель может одновременно наблюдать за параллельно происходящими действиями на разных локациях.
- Зритель может увидеть объект с разных ракурсов и с разной крупностью планов (эмоции персонажа или рекламируемый товар).
Пример использования полиэкрана в нашей работе «Система работы Agile. HR-ролик» для Сбербанка
Пример полиэкрана в нашей работе «Kaspersky Fraud Prevention» для Kaspersky Lab
Брюс А. Блок в своей работе также наглядно объясняет принцип работы над сюжетной и визуальной структурой с использованием графиков. График необходим только для понимания основ и первого знакомства с визуальной структурой, в дальнейшем же структура сама мысленно выстраивается на всех этапах производства: сценаристом, режиссером, арт-директором, дизайнером графики и монтажером.
Еще со школы каждый из нас знает, что сюжетную структуру литературного или экранного произведения составляют экспозиция, конфликт, заключение. Для работы над визуальной структурой видеопродукта важно также определить эти составляющие.
- Экспозиция с использованием визуальных компонентов служит для поддержания сюжета.
- Чтобы добиться визуальной кульминации, применяют принципы контраста и сближенности.
- Визуальным заключением служит уменьшение напряженности используемых в видеоролике визуальных компонентов.
Чтобы отобрать визуальные компоненты (пространство, линия, форма, тон, цвет, движение, ритм), которые будут реализовываться параллельно со структурой сюжета, нужно ответить на следующие вопросы: Что собой представляет сюжет? Какие эмоции должен испытывать зритель при просмотре видеоролика? Где разворачивается действие?
Рассмотрим работу с визуальной структурой на примере видео «Кот в коробке. Рекламный ролик», который мы сделали для Газпромбанка.
Сюжет: Парень и девушка замечают, что коту стало тесно в коробке. По аналогии с котом молодая пара решает, что им тоже нужны перемены и большая площадь квартиры. Они приобретают новое жилье, и их жизнь становится лучше.
Мы выбираем любой из семи компонентов и соотносим его с графиком сюжетной линии. На данном рисунке выбран компонент «цвет», чтобы визуально передать темной палитрой неудобство старого жилья и на контрасте ярким дневным светом отразить перемены.
Грамотная визуальная структура важна для всех видов видеопродуктов, в том числе и для рекламных роликов, несмотря на их небольшую продолжительность. Реклама должна выделяться и выполнять все задачи, которые ставит перед ней клиент.
Брюс А. Блок в работе «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа» предлагает следующие визуальные компоненты для реализации двух реклам с разными задачами.
Реклама автомобиля может заставить машину выглядеть блестящей, тихой и элегантной, подчеркивая сближенность визуальных компонентов:
пространство: плоское;
линия: горизонтальная;
форма: круглая и изогнутая;
тон: средняя треть шкалы серых оттенков;
цвет: ненасыщенные холодные цвета;
движение камеры: горизонтальное;
ритм: связность медленного регулярного ритма.
Та же машина может выглядеть быстрой, громкой и дикой, если использовать контрастные визуальные компоненты:
пространство: глубокое контрастирует с плоским;
линия: диагональ контрастирует с горизонталью;
форма: контраст основных форм;
тон: контрастные тона;
цвет: контраст цветовых оттенков;
движение камеры: контраст двух- и трехмерных движений;
ритм: контрастные ритмы и типы монтажных приемов.
Визуальные компоненты лежат в основе структуры изображения любого видеоролика и профессиональное знание структуры — главный и неизменный принцип успешной работы над целостностью видеопродукта.
Теперь оценить любое видео вы сможете более детально, обращая внимание на взаимосвязь сюжетной линии и визуальной структуры. А также без труда понять, за счет каких приемов режиссер заставил вас испытать тревогу, волнение или радость во время просмотра.
Исп. литература: Брюс А. Блок «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа»